РЕСТАВРИРОВАННЫЕ ЗАПИСИ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ, РЕСТАВРИРОВАННЫЕ ЗАПИСИ Е.МАРТЫНОВА

Аудиозаписи песен Евгения Мартынова, произведённые в разных условиях и разных местах.

★ ★ ★ ★ ★


Данный раздел составили аудиозаписи песен Евгения Мартынова, произведённые в разных условиях и разных местах, при этом отнюдь не студийных. Их исходное качество различно и «заставляет желать лучшего». Поэтому результат реставрации тоже очень далёк от идеального: он осуществлён, соответственно исходникам, в формате МОНО. Одна половина исходных материалов сохранилась на бытовых катушечных аудиоплёнках, а другая – на гибких открытках-грампластинках, которые в 70-х годах производились в домах быта или в специальных уличных киосках. Тем не менее, представляемые аудиоматериалы оригинальны, и для поклонников творчества Е.Г.Мартынова могут представлять большой интерес. 

★ ★ ★ ★ ★

* МОЯ ЛЮБОВЬ — Статья «ИСТОРИЯ ПЕСНИ « >>>

РОО КУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО «КЛУБ ЕВГЕНИЯ МАРТЫНОВА» Все права защищены ©

★ ★ ★ ★ ★

Для истинных поклонников (не «случайных оценщиков») творческого наследия Евгения Мартынова многие представленные здесь реставрированные материалы бесценны, несмотря на, казалось бы, не совершенное их техническое качество по сравнению с общепризнанными студийными записями артиста. Что же это за материалы и в чем заключается их ценность? Это, в первую очередь, аудиозаписи, альтернативы которым, увы, нет. А именно: чудом уцелевшие и частично восстановленные «нестандартные» бытовые записи авторского и неавторского исполнения песен Евгения Мартынова 1972-1973 гг., когда свежеиспечённый выпускник Донецкого музыкально-педагогического института был почти никому не известен, но талант и голос его уже стали «индивидуально-мартыновскими». Столь ранних и более качественных записей голоса Е.Мартынова, скорее всего, реально не существует, хотя надежды на их обнаружение, конечно же, не исчерпаны. При реставрации указанных аудиоматериалов возникла почти не решаемая техническая проблема.

Суть ее заключалась в том, что эти, изначально магнитофонные записи были Е.Мартыновым переведены в их граммофонный вариант — еще более не профессионального качества. Они были переписаны на «нестандартные» носители — поздравительные открытки-пластинки, производившиеся тогда в различных бытовых студиях и ателье. И в таком виде сохранились до этого дня. Единственным практическим предназначением таких открыток-пластинок была сувенирно-поздравительная их сущность. Теперь же более-менее качественно прослушать и как-то переписать записанный на них материал оказалось возможным лишь использовав советский граммофон 1967 года производства. Причём не с металлической, а с пластмассовой (более мягкой) иглой звукоснимателя, — потому что современные проигрыватели и иглы в данном случае качественно воспроизводили лишь побочные шумы от дефектов звуконосителя, нежели полезную музыкальную информацию. Плюс ко всему, за более чем 40-летний период существования граммофонные бороздки на целлофаново-пластиковой основе давным-давно исчерпали свой срок годности и эксплуатации — подтерлись и покоробились, — а потому не могли выдать желанного качества для дальнейшей компьютерной реставрации. В результате всех технических манипуляций и реставрационных процедур, на нашем сайте появились следующие аудиофайлы.

«БАЛЛАДА О МАТЕРИ» (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева) — концертное исполнение Людмилы Артеменко на Всесоюзном телефестивале-конкурсе «Алло, мы ищем таланты!» (с оркестром ЦТ и ВР п/у Ю.Силантьева), трансляционно-эфирная запись 1973 г.

«БАЛЛАДА О МАТЕРИ» (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева) — концертное исполнение Е.Мартынова под собственный аккомпанемент на ф-но, запись 1972 г.

«БАЛЛАДА О МАТЕРИ» (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева) — концертное исполнение Е.Мартынова на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске (с оркестром ЦТ и ВР п/у Ю.Силантьева), трансляционно-эфирная запись 1973 г.

«БЕРЕЗКА» (муз. Е.Мартынова, сл. С.Есенина) — домашнее исполнение Е.Мартынова под собственный аккомпанемент на ф-но, запись 1972 г.

«МОЯ ЛЮБОВЬ» (муз. Е.Мартынова, сл. П.Леонидова) — концертное исполнение Е.Мартынова (с оркестром Росконцерта «Советская песня» п/у А.Хаина), запись 1973 г. [Прилагается и текстовой файл со словами этой песни, т.к. они никогда не публиковались, а мелодия ее впоследствии стала основой песни «Я ЖДУ ВЕСНУ».]

«У ПЕСНИ ЕСТЬ ИМЯ И ОТЧЕСТВО» (муз. Е.Мартынова, сл. М.Лисянского) — домашнее исполнение Е.Мартынова под собственный аккомпанемент на ф-но, запись 1972 г.

«АЛЁНУШКА» (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева) – исп. Миро Унгар (Югославия), запись с телеэфира гала-концерта «Песня-76».

★ ★ ★ ★ ★

Не меньший интерес для поклонников творчества Е.Мартынова может представлять и 24-минутный аудиофайл с записью части концерта 1975 г. в городе Пенза. Здесь исполнители — солисты оркестра «Советская песня», в котором тогда работал сам автор. Но ценно для нашего сайта, прежде всего, то, что партию рояля исполняет Е.Мартынов, — а в песне «Если сердцем молод» он еще и подпевает вторым голосом. Запись изначально была осуществлена на бытовой катушечный магнитофон, из зала, потом копировалась на магнитную кассету — и в наши дни отцифровывалась, имея дефекты «замятия» пленки. Программа выступлений здесь такова:

1.«ТВОЯ ВИНА» (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева и Д.Усманова) — исп. Людмила Воропаева.

2.«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» (муз. Е.Мартынова, сл. Л.Дербенева) — исп. Л.Воропаева.

3.«БАЛЛАДА О МАТЕРИ» (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева) — исп. Леонид Серебренников.

4.«ЯБЛОНИ В ЦВЕТУ» (муз. Е.Мартынова, сл. И.Резника) — исп. Виктор Ланцов.

5.«ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ» (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева) — исп. Л.Серебренников.

6.«ЕСЛИ СЕРДЦЕМ МОЛОД» (муз. Е.Мартынова, сл. А.Дементьева и Д.Усманова) — исп. Л.Серебренников, Л.Воропаева и Е.Мартынов (подпевка и ф-но).

Довольно качественно удалось реставрировать фонограмму интернетного происхождения песни «КОЛЬОРИ КОХАННЯ» на сл. украинского поэта В.Кудрявцева. Эта запись Украинского радио 1976 г., казалось, была утрачена, от нее осталась лишь оригинальная инструментальная фонограмма в исполнении эстрадно-симфонического оркестра п/у Р.Бабича. При реставрации эту фонограмму (-1) удалось совместить с некачественной полной фонограммой (+1). Это единственная запись и единственная песня Е.Мартынова на украинском языке. К звуковому файлу прилагается текстовой — слова песни на украинском и русском языках.
Благодаря поклоннице, сохранилось записанным на бытовую магниткассету с телеэфира «павильонное» выступление Е.Мартынова в программе «ПЕСНЯ-81», где он впервые представил и исполнил за фортепиано свою песню «ЗАКЛЯТЬЕ» на стихи Назрула Ислама (перевод с бенгальского М.Курганцева). Эта же поклонница таким же образом сохранила и выступление Е.Мартынова перед солдатами в телепрограмме 1983 года «СЛУЖУ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ», где под фортепианный аккомпанемент автором была исполнена песня «МАРШ-ВОСПОМИНАНИЕ» на сл. Р.Рождественского. Стоит «признаться», что таким же образом реставрированной является и помещенное в раздел «Трансляционных записей» концертное выступление Е.Мартынова и эстрадно-симфонического оркестра ВР и ТВ с песнями «ЯБЛОНИ В ЦВЕТУ» на сл. И.Резника и «АЛЕНУШКА» на сл. А.Дементьева. Приемлемое качество записи и реставрации позволили отнести данный материал в раздел «трансляций». (Примечательно, что эти песни были исполнены в изначальных оригинальных аранжировках Алексея Мажукова, сочиненных по заказу автора для его выступлений на конкурсах «Братиславская лира-75» и «Золотой Орфей-76».)
Заслуживающей внимания, наверно, является и концертная запись песни-баллады «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕПЛУ» на сл. Ю.Марцинкявичюса (в переводе с литовского Л.Миля). Исполнителем является ВИА «Синяя птица». Запись 1976 г., интернетного происхождения, почти не известная поклонникам Е.Мартынова. У песни довольно оригинальная рок-аранжировка, не совсем свойственная стилистике песен Е.Мартынова, но очень гармонично воплотившая антивоенный сюжет и «материнскую» тему — одну из самых глубоких в творчества композитора. Знаково-примечательной является самая короткая из представленных здесь записей — Припев-окончание песни «АЛЕНУШКА» в исполнении автора под собственный фортепианный аккомпанемент. Аудиозапись вымонтирована из репортажной видеосъемки юбилейного вечера журнала «Крестьянка» в Московском театре эстрады 30 июня 1990 г. На данный момент эта запись является последней, эпизодически зафиксировавшей концертное выступление Е.Мартынова незадолго до кончины.

★ ★ ★ ★ ★