КНИГИ И НОТЫ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЕ
1998-го и 2018 годов.
★ ★ ★ ★ ★
Книги
ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ ЕВГЕНИЯ МАРТЫНОВА
ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
Данное интернет-издание поистине уникально и представляет собой электронную модификацию книги, изданной в 1998 году «Клубом Е.Мартынова» совместно с издательством «ВЕКТА». При этом суть нашей электронной книги лишь частично заключена в создании версии, внешне максимально приближенной к типографскому архетипу с исправлением опечаток, допущенных при вёрстке 20 лет назад.
★ ★ ★ ★ ★
ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ ЕВГЕНИЯ МАРТЫНОВА
ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
Издание этой книги было приурочено к 70-летию со дня рождения Е.Г.Мартынова – самобытного советского композитора и певца, популярнейшего в недалёком прошлом артиста советской эстрады (1948–1990 гг.). Литературный и документальный материал позаимствован из самого первого, фундаментального издания об артисте – книги Юрия Мартынова «Лебединая верность Еагения Мартынова», изданной в 1998 году.
★ ★ ★ ★ ★
ЗАКЛЯТЬЕ ТРЁХ ПОЭТОВ
ЭССЕ. ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЕСНИ — СТАНИСЛАВ ЗОЛОТЦЕВ «У ПОДНОЖЬЯ СИНИЧЬЕЙ ГОРЫ
Предлагая вниманию посетителей нашего сайта балладу «Заклятье» в авторском исполнении, мы решили не просто порадовать всех таковой новостью, но использовать её как повод для освещения подлинных фактов истории, в частности касающихся создания 35 лет назад этой драматичной песенной исповеди, ставшей лауреатом телефестиваля «Песня-81». Правда, в 1981 году на фестивальном гала-концерте балладу исполнил не сам композитор, являясь признанным эстрадным певцом, а молодая литовская певица Бируте Петриките.
★ ★ ★ ★ ★
НОТЫ
ПЕСНИ ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО ВЫПУСК 1
ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
Данное издание было осуществлено издательством «Композитор» в 1993 году. Его составили клавиры песен Евгения Мартынова, взятые из ранее опубликованных нотных сборников издательств «Музыка» (московского и ленинградского отделений), «Советский композитор», «Музична Україна», а также из периодической печати издательств «Молодая гвардия», «Правда» и «Советская Россия».
★ ★ ★ ★ ★
ПЕСНИ ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО ВЫПУСК 2
ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
Данное издание было осуществлено издательством «Композитор» в 1996 году. Как и аналогичный «Выпуск 1» 1993 года издания, его составили клавиры песен Евгения Мартынова, взятые из ранее опубликованных нотных сборников издательств «Музыка» (московского и ленинградского отделений), «Советский композитор», «Музична Україна», а также из периодической печати издательств «Молодая гвардия», «Правда» и «Советская Россия».
★ ★ ★ ★ ★
ПЕСНИ ДЛЯ ГОЛОСА И ФОРТЕПИАНО ВЫПУСК 3
ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
В нотный сборник, выпущенный издательством «Композитор» совместно с «Клубом Е.Мартынова», включены 22 произведения, ранее не публиковавшиеся в специализированных музыкальных изданиях. Лишь 2 из них были опубликованы в качестве приложения в книге «Лебединая верность Евгения Мартынова» (издательство «ВЕКТА», 1998 г.), и ещё 2 публиковались в однострочном варианте, тоже как приложение, в книге «Яблони в цвету» (издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000 г.).
★ ★ ★ ★ ★
РОМАНС ДЛЯ КЛАРНЕТА И МАЛОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
Данное издание было осуществлено издательством «Композитор» в 1996 году. Как и аналогичный «Выпуск 1» 1993 года издания, его составили клавиры песен Евгения Мартынова, взятые из ранее опубликованных нотных сборников издательств «Музыка» (московского и ленинградского отделений), «Советский композитор», «Музична Україна», а также из периодической печати издательств «Молодая гвардия», «Правда» и «Советская Россия».
★ ★ ★ ★ ★
КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
Опубликованные в сборнике четыре произведения сочинены в юношеский период творчества Е.Г.Мартынова. Однако и в зрелые годы композитор неоднократно обращался к ним, внося в нотные рукописи «свежие» правки, оставляя на клавирных полях словесные примечания. Но в окончательно-чистовом варианте эти сочинения были переписаны уже после кончины автора – его братом, заслуженным деятелем искусств РФ, композитором Юрием Мартыновым.
★ ★ ★ ★ ★
К КНИЖНОМУ ИЗДАНИЮ
Основным и наиболее объёмным полиграфическим изданием о Евгении Мартынове является книга «ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ ЕВГЕНИЯ МАРТЫНОВА», изданная в 1998 году «Клубом Е.Мартынова» совместно с издательством «ВЕКТА». Автор книги, композитор Юрий Мартынов (родной брат артиста) включил в свой опус подлинные биографические справки о герое повествования, очерк о его жизненном и творческом пути, наиболее примечательные публикации о нём (прижизненные и посмертные), художественные воспоминания о своих детских годах, связанные с братом, и многое – довольно интересное – «другое».
В 2000 году на основе тех же исходных материалов Юрия Мартынова издательство «ЭКСМО-ПРЕСС» выпустило в свет книгу «ЕВГЕНИЙ МАРТЫНОВ. Яблони в цвету». Она в два раза меньше предыдущей как по внешнему формату, так и по объёму общей информации. В ней использованы те же иллюстрации, что и в первой книге, но в иной компоновке. Однако примечательным отличием этого издания является его поэтическое наполнение: в нём приведены слова из 69 песен композитора. Имеется и нотное приложение – 9 песен в «однострочно-мелодическом» варианте с гармонической цифровкой.
Так же – на базисной основе «Лебединой верности Евгения Мартынова» – в 2018 году была издана книга «Евгений Мартынов. БЕЛОКРЫЛЫЙ ПОЛЁТ». Это издание осуществлено к 70-летию со дня рождения артиста издательством «АЛИСТОРУС» – в рамках книжной серии «Наше всё». Данный опус содержит незначительные текстовые исправления (по сравнению с оригинальной первоосновой 1998 года) и некоторые новые материалы, в частности в нём приведены кое-какие фотоиллюстрации, не использовавшиеся ранее.
Помимо того, посредством заимствования информационного и летературного материала из всё той же книги «Лебединая верность Евгения Мартынова» были осуществлены несколько региональных изданий – в Белоруссии, Украине, Крыму и городе Камышине (на родине композитора). При этом какого-либо нового осмысления образа Е.Г.Мартынова эти книжные издания не несли, выполняя лишь популярно-информативную и общеобразовательную функцию на региональном уровне.
На нашем сайте мы представляем электронные версии двух изданий: 1998-го и 2018 годов. Они дают читателям и профессионально интересующимся лицам достоверную и наиболее полную информацию о Е.Г.Мартынове и его творчестве. Эксклюзивные права на публикацию данных изданий в интернете предоставлены «Клубу» автором – Мартыновым Юрием Григорьевичем.
К КНИЖНОМУ ИЗДАНИЮ
В данном разделе представлены нотные издания произведений Евгения Мартынова, которые были осуществленны после его кончины издательством «Композитор». Множественные прижизненные публикации песен Е.Мартынова в нотных сборниках издательств «Музыка», «Советский композитор» и «Музична Україна», а также в периодической печати издательств «Молодая гвардия», «Правда» и «Советская Россия» легли в основу 2-томной публикации песен, осуществлённой в 1993 и 1996 годах (выпуски 1-й и 2-й). При этом песенные клавиры были в той или иной степени заново отредактированы под стандарты и требования нового на тот момент, постсоветского издательского объединения «Композитор».
Относительно редактирования. Нужно понимать, что авторские рукописи песен Е.Мартынова и их прижизненные публикации производились в 20-летнем временном разбросе – с 1971 по 1990 год. В течение этого времени претерпевали изменения авторский стиль написания клавиров и редакционные требования к нотописи. К примеру, в 70-е годы песенные клавиры, как правило, содержали баянные и гитарные гармонические обозначения (цифровки). Каждое издательство (и авторы) их вписывали в клавиры по-разному. Но в 80-е и 90-е годы они перестали являться обязательными и актуальными. Да и стилистика конкретных песен часто попросту исключала баянный или гитарный аккомпанемент. Потому в посмертных песенных изданиях такие обозначения в каких-то клавирах присутствуют, а в каких-то нет.
Мало того, в нашем нынешнем «сайтовом» интернет-издании опубликованные ранее клавиры подверглись снова незначительной корректуре, чтобы соответствовать нотописным и пользовательским требованиям, предъявляемым к академическим изданиям. Так или иначе, наибольшей редактуре подверглись песни, составившие 3-й выпуск, изданный в 2016 году. В него вошли самые ранние, не публиковавшиеся сочинения композитора и новые, появившиеся в результате заочного соавторства Е.Мартынова с младшим братом – композитором Юрием Мартыновым, который доработал авторские рукописи старшего брата, а также облёк в нотные клавиры его проекты, запечатлённые в бытовых аудиозаписях. Помимо того, в 3-й выпуск вошли также 2 песни Ю.Мартынова из исполнительского репертуара Е.Мартынова.
Заметим, в оригинальной авторской методике написания клавиров музыковедчески можно выявить 3 стилистических принципа Е.Мартынова, с помощью которых он облекал песенный материал в нотные формы. Первый – когда песня излагалась и нотировалась в романсово-академической или балладной стилистике, пригодной к исполнению на сцене под фортепианный аккомпанемент. Второй – когда гармоническому сопровождению мелодии придавалась импровизационная фактура, допускающая дальнейшую импровизацию аккомпаниатора или вольное домысливание деталей аранжировщиком. Третий – когда фактурная насыщенность клавира такова, что приближает его к дирекциону, вмещая в себя стилистические, ритмо-гармонические и полифонические детали, годные для ансамблевого переложения и облегчающие написание оркестровки.
Что касается камерно-инструментальных произведений, то они, как и песенные клавиры, редактировались в той мере, которая не искажала их авторскую первооснову, но при этом придала ранним сочинениям Е.Мартынова новую качественную форму, соответствующую современным требованиям концертного исполнения. Партитуры (то есть оркестровки) Романса для кларнета и малого симфонического оркестра и Прелюдии для ф-но и струнного оркестра созданы Ю.Мартыновым – специально для концертов памяти брата. Они представлены именно в таком виде, в котором исполнялись и были записаны в Государственном Доме радиовещания и звукозаписи в начале 90-х годов.
Содержание нотного раздела:
– Песни для голоса и фортепиано. Выпуск 1;
– Песни для голоса и фортепиано. Выпуск 2;
– Песни для голоса и фортепиано. Выпуск 3;
– Камерно-инструментальные произведения (с отдельными партиями для солистов и струнного оркестра);
– Романс для кларнета и малого симфонического оркестра (с отдельными оркестровыми партиями).
★ ★ ★ ★ ★